НовостьОбнаружена новая функция пероксида водорода в организме (13.06.2009)

Иногда чтобы остановить кровотечение и обеззаразить рану, врачи заливают её раствором пероксида водорода (H2O2). В ходе исследования подобных ему соединений выяснилось, что его вырабатывает и сам организм, вероятно, запуская таким образом процесс появления в ране клеток иммунной системы.

НовостьБиодеградируемая смола заменит повреждённые органы (13.06.2009)

Первый в мире биоразлагаемый материал, пригодный для применения совместно с компьютерной стереолитографией, позволит в будущем создавать высококачественные биоинженерные имплантаты, готовые заменить повреждённые или вышедшие из строя органы или фрагменты тканей человеческого тела. О важном достижении на стыке наук сообщили исследователи из университета Твенте.

НовостьУченые объяснили механизм возникновения метастазов рака в мозге (13.06.2009)

Британские ученые обнаружили, каким способом раковые клетки прикрепляются к сосудам головного мозга, приводя к появлению метастазов в этот орган.

НовостьНайден ген, влияющий на склонность к добрым поступкам (28.05.2009)

Многие аспекты социального поведения у животных и людей регулируются нейропептидами окситоцином и вазопрессином. Израильские генетики обнаружили, что некоторые вариации в нуклеотидной последовательности гена OXTR, кодирующего рецептор окситоцина, напрямую связаны со склонностью людей совершать добрые поступки в ущерб личной выгоде. Открытие стало еще одним шагом в понимании наследственных основ альтруистического поведения.

НовостьПочему некоторые растения на чужбине растут лучше, чем на родине? (28.05.2009)

Оказавшись на новой территории, инвазийные виды начинают размножаться чрезвычайно интенсивно, становясь доминантными в местных сообществах, а то и превращаясь в злостные сорняки. Исследование таких растений показало, что в новых местах обитания у них происходит отбор на более быстрый рост — за счет сокращения затрат на выработку защиты от растительноядных животных.

НовостьРастения предупреждают своих близких родственников о нападении насекомых-вредителей (18.05.2009)

При повреждении насекомыми растения выделяют летучие вещества, предупреждающие соседей о возможном нападении. Те в ответ усиливают средства химической защиты, делая свои листья менее привлекательными для вредителей. На примере полыни Artemisia tridentata ученые показали, что самая сильная защитная реакция наблюдается у близкородственных растений.

НовостьХимики преодолели главное препятствие на пути к абиогенному синтезу РНК (18.05.2009)

Воспроизвести в лаборатории ключевой этап добиологической эволюции — синтез активированных рибонуклеотидов из простейших органических соединений — долго не удавалось из-за нежелания рибозы и азотистого основания соединяться друг с другом. Британские химики нашли изящный обходной путь, позволяющий получить нуклеотиды Г и У в условиях, которые вполне могли существовать в мелких водоемах на ранней Земле.

НовостьАмериканские ученые записали на видео межклеточную передачу ВИЧ (27.03.2009)

Американские ученые записали на видео передачу ВИЧ от одной клетки к другой. По словам одного из исследователей Бенжамина Чэня (Benjamin Chen) из Медицинской школы Маунт-Синай в Нью-Йорке, для получения изображения была использована высокоскоростная трехмерная электронная микроскопия. В отчете, опубликованном в журнале Science, доктор Чэнь отметил, что вирус распространяется через контакты между здоровой и зараженной клетками, которые он назвал «вирусными синапсами».

НовостьВ геномах млекопитающих найдены сотни неизвестных ранее генов (25.03.2009)

Новые методы анализа генома позволили выявить у млекопитающих более полутора тысяч неизвестных ранее генов. Эти гены кодируют не белки, а большие молекулы РНК, выполняющие различные регуляторные функции. Новооткрытые гены демонстрируют высокий уровень сходства (консервативности) у разных млекопитающих, что свидетельствует об их важном функциональном значении. Ранее было известно лишь около десятка таких генов. Как выяснилось, большие регуляторные РНК выполняют в клетках млекопитающих широкий круг задач — от регуляции клеточных делений до управления свойствами стволовых клеток.

НовостьГусеницы-зомби охраняют ос-паразитов от хищников (25.03.2009)

Новорождённая личинка осы заставляет охранять себя гусеницу, из тела которой она только что "вылупилась". Нет, это не фильм ужасов. И не культ вуду. И даже не банальный гипноз. На научную фантастику тоже не тянет, ведь это данные уважаемых в научном сообществе биологов. Так, может быть, природа придумала свой особый вид биологического оружия?

НовостьБританцы будут получать искусственную кровь из эмбриональных стволовых клеток (25.03.2009)

Ученые из Великобритании проведут масштабную работу, направленную на создание технологии получения крови из эмбриональных стволовых клеток. Трехгодичное исследование, планируемое Шотландской национальной службой переливания крови, может открыть доступ к неограниченному запасу крови для экстренных трансфузий.

НовостьАмериканские ученые "подсветили" возбудителей туберкулеза (25.03.2009)

Исследователи из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке и Университета Питтсбурга в Пенсильвании разработали методику ускоренной диагностики туберкулеза и выделения устойчивых к антибиотикам микобактерий.

НовостьСоздан генетический метод определения цвета глаз преступника (14.03.2009)

Голландские учёные из медицинского центра университета Эрасмуса (Erasmus MC) разработали тест, который позволяет определить цвет глаз человека по его ДНК с точностью 90%. По крайней мере для голландцев.

НовостьСозданы безопасные наночастицы для доставки лекарств (05.03.2009)

Мельчайшие люминесцентные наночастицы могут рассказать о точном местоположении раковой опухоли и доставить к ней необходимые лекарства, но большинство показанных ранее материалов токсичные. Разработка биологов из университета Калифорнии в Сан-Диего не только не распадается до вредных побочных продуктов, но и отличается рядом других положительных качеств.

НовостьНаездники подавляют иммунную защиту своих жертв при помощи прирученных вирусов (02.03.2009)

Многие наездники вводят в тела своих жертв «вирусоподобные частицы», которые помогают личинкам паразита подавить иммунную защиту хозяина. Как выяснилось, гены, управляющие формированием этих частиц, были приобретены паразитическими насекомыми от настоящего вируса, который 100 млн лет назад встроился в геном их предка.

НовостьТайна происхождения рибосом разгадана? (02.03.2009)

Исследовав трехмерную структуру рибосомной РНК современных бактерий, канадские биохимики из Монреальского университета пришли к выводу, что рибосомы могли сформироваться в результате постепенной эволюции из очень простой маленькой молекулы РНК — «проторибосомы», способной катализировать реакцию соединения двух аминокислот. Все остальные структурные блоки рибосомы последовательно добавлялись к проторибосоме, не нарушая ее структуру и постепенно повышая эффективность ее работы.

НовостьЦвет растений на других планетах (23.02.2009)

Поиски внеземной жизни больше не являются прерогативой научной фантастики или охотников за НЛО. Возможно, современные технологии еще не достигли требуемого уровня, однако с их помощью мы уже способны обнаружить физические и химические проявления фундаментальных процессов, лежащих в основе живого.

НовостьСимбиоз кальмаров со светящимися бактериями зависит от единственного гена (23.02.2009)

Одни разновидности светящейся бактерии Vibrio fischeri живут в симбиозе с рыбами, другие — с кальмарами. Оказалось, что способность заселять светящиеся органы кальмаров определяется одним-единственным бактериальным геном. Пересадка этого гена от «кальмарной» разновидности микроба его «рыбной» разновидности приводит к тому, что последняя приобретает способность жить в симбиозе с кальмарами. По-видимому, сначала светящаяся бактерия жила в содружестве только с рыбами, а затем приобрела путем горизонтального переноса новый ген, который позволил ей «подружиться» также и с кальмарами.

НовостьУдвоение генов может приводить к видообразованию (23.02.2009)

Французские и британские генетики обнаружили простой механизм, при помощи которого между организмами, относящимися к одному виду, может быстро возникнуть частичная репродуктивная изоляция (нескрещиваемость), что, в свою очередь, в дальнейшем может привести к разделению исходного вида на два. Для возникновения изоляции достаточно, чтобы жизненно важный ген удвоился, а затем у разных представителей вида вышли из строя разные его копии.

НовостьОткрыт молекулярный механизм формирования устьиц у растений (23.02.2009)

Специфичная форма у живых организмов складывается двумя путями: за счет дифференциации изначально одинаковых клеток или за счет деления клетки на неравные части — так называемого асимметричного деления. Примером асимметричного деления может служить оформление устьиц у растений. Американские ученые открыли и исследовали белок, руководящий асимметричным делением при развитии устьиц. По своему строению этот белок напоминает неактивную киназу, экспрессируется во многих частях растения, но только в листьях служит организатором асимметричного деления.