НовостьПричиной психических заболеваний может быть конфликт между отцовскими и материнскими генами (06.09.2008)

В основе многих психических заболеваний, включая аутизм, паранойю и депрессию, может лежать конфликт между генами, унаследованными от отца и матери. Известно, что самцы млекопитающих «отключают» в своих сперматозоидах многие гены, активная работа которых выгодна матери, но невыгодна эмбриону, тогда как самки отключают в своих яйцеклетках гены с противоположным эффектом. Ряд фактов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может приводить к аутизму, в «материнскую» — к паранойе, депрессии и психозам.

НовостьПрионные инфекции могут преодолевать межвидовой барьер (06.09.2008)

Американские ученые обнаружили, что прионы одного вида животных могут вызывать образование прионов у других видов, приводя к появлению принципиально новых инфекционных белков. Причем для такого воздействия достаточно простого контакта приона одного вида с прионным белком другого в лабораторной пробирке.

НовостьИзменить судьбу клетки (04.09.2008)

После того, как была успешно проведена первая в мире операция клонирования, исследователи как одержимые принялись разрабатывать различные техники, позволяющие вернуть терминально дифференцированные клетки к ранним этапам развития. Недавние противоречащие догмам молекулярной биологии открытия, опубликованные в журнале Nature, требуют повторного рассмотрения истории этого вопроса.

НовостьРаскрыта структура «фермента старения» (04.09.2008)

Расшифрована структура участка фермента теломеразы, ответственного за механизм временнОй координации процесса старения. Изучение кристаллической структуры фермента позволяет глубже понять сущность процесса старения здоровых клеток, а также разрабатывать более безопасные методы терапии до 90% онкологических заболеваний человека.

НовостьРазрушая бактериальные клетки, вирусы активно участвуют в круговороте веществ в глубинах океана (04.09.2008)

Будучи самыми массовыми формами жизни в океане, вирусы заражают обитающих в поверхностном слое донных отложений бактерий, вызывая их гибель и разрушение клеток. В результате в окружающую среду попадает большое количество растворенного и взвешенного органического вещества, которое снова используется бактериями, позволяя им тем самым быстро наращивать численность. Особенно велико значение вирусов на больших (более 1000 м) глубинах, где почти вся смертность бактерий определяется вирусными инфекциями.

НовостьИсследователи научились перепрограммировать живые клетки (04.09.2008)

Впервые один тип взрослой клетки превращён в другой. "Прямое перепрограммирование" провела команда учёных под руководством Дуга Мелтона (Doug Melton) и Цяо Джо Чжоу (Qiao "Joe" Zhou) из Гарвардского института стволовой клетки (Harvard Stem Cell Institute).

НовостьЛазер против раковых клеток (31.08.2008)

Французским нейрохирургам удалось совершить прорыв в области лечения рака. Как сообщает специализированный журнал «Нейросерджери», группа медиков под руководством профессора Александра Карпентье разработала методику уничтожения раковых клеток в мозгу человека при помощи лазера.

НовостьЭритроциты впервые созданы в лаборатории (29.08.2008)

Американские учёные с помощью специальной "подкормки" и создания специфических условий вырастили из нескольких линий стволовых клеток человека гемангиобласты, а затем и красные кровяные тельца.

НовостьГенная терапия поможет восстановить слух (29.08.2008)

Учёные сделали очередной шаг в борьбе с нарушениями слуха. Впервые в лабораторных условиях удалось путём переноса генов стимулировать рост волосковых клеток. Причём работали они, как настоящие.

НовостьРиск вымирания редких видов может оказаться больше, чем мы думаем (06.07.2008)

Исследование американских биологов показывает, что принятые сейчас математические модели популяционной динамики могут сильно ошибаться в отношении небольших популяций. Возможно, потребуется пересмотр риска вымирания малочисленных видов.

НовостьИскусственные протоклетки синтезируют ДНК без помощи ферментов (15.06.2008)

Американские биологи сделали важный шаг к пониманию начальных этапов зарождения жизни. Им удалось создать «протоклетку» с оболочкой из простых липидов и жирных кислот, способную втягивать из окружающей среды активированные нуклеотиды — «кирпичики», необходимые для синтеза ДНК. Протоклетка не может самостоятельно осуществлять матричный синтез (репликацию) ДНК от начала и до конца, но успешно справляется с важнейшими этапами этого процесса, причем все реакции идут без участия каких-либо белков или других сложных биологических молекул-катализаторов.

НовостьРазработана неинвазивная методика измерения pH в живом организме (15.06.2008)

Английские и шведские исследователи разработали безвредную методику измерения водородного показателя pH внутри живого организма на основе магнитно-резонансной спектроскопии. Она пригодится для диагностики новообразований, воспалений и других патологий.

НовостьИнъекции в мозг избавили крыс от тяги к алкоголю (15.06.2008)

Американские ученые предложили новаторский метод лечения алкогольной зависимости. По их данным, увеличение концентрации одного из белков в определенном отделе мозга избавляет крыс от тяги к алкоголю и снижает вероятность рецидива алкоголизма у животных. Экспериментальная терапия никак не отражалась на других поведенческих реакциях: например, у излеченных от алкоголизма крыс сохранялось влечение к сладкому.

НовостьНайден удивительный пример обмена генами без полового размножения (02.06.2008)

Микроскопические пресноводные животные — бделлоидные коловратки — постоянно заимствуют гены от бактерий, грибов и даже растений. Такое яркое открытие совершила группа учёных из университета Гарварда и центра сравнительной молекулярной биологии и эволюции.

НовостьПервое применение лазерных ускорителей будет медицинским (02.06.2008)

Протонная терапия опухолей, остающаяся пока дорогой и мало распространенной процедурой, станет намного доступнее, когда в дело вступят лазерные ускорители протонов. Недавно появилось сразу несколько работ, приближающих эту эпоху.

НовостьОбезьян научили управлять искусственной рукой при помощи мозговых импульсов (02.06.2008)

Две обезьяны с вживленными в мозг электродами научились управлять механической рукой, имеющей 5 степеней свободы, одной лишь «силой мысли». Успех эксперимента был обеспечен оригинальной методикой обучения, в ходе которого контроль над искусственной рукой постепенно переходил от компьютерного «автопилота» к обезьяне. При этом «обучалось» не только животное, но и программа, интерпретирующая мозговые импульсы и преобразующая их в движения механической руки.

НовостьМыши-мутанты не становятся наркоманами (29.05.2008)

Биологи из Франции, США и Японии расшифровали механизм работы белка DARPP-32, функционирующего в нейронах прилежащего ядра — отдела мозга, составляющего часть «системы награды». Этот белок играет ключевую роль в процессах обучения «на положительном опыте», а также в развитии наркотической зависимости. Полученные результаты позволили спроектировать мышей-мутантов с ослабленной мотивацией поведения «положительными» стимулами, такими как пища или наркотики. В отличие от обычных мышей, мыши-мутанты проявляют меньше настойчивости в выполнении действий, направленных на добычу пропитания или новой дозы наркотика.

НовостьНа глубине 1626 м под уровнем морского дна обнаружена богатая микробная жизнь (29.05.2008)

До сих пор максимальная глубина, на которой в толще морских донных отложений были обнаружены живые микробы, составляла 842 м. Результаты глубоководного бурения у берегов Ньюфаундленда показали, что богатая микробная жизнь присутствует вплоть до глубины 1626 м под уровнем морского дна, где при температуре 60–100°C обитают разнообразные термофильные архебактерии. Основную их пищу составляет метан и более тяжелые углеводороды, образующиеся в земных недрах при высоких температурах.

НовостьОбнаружены новые механизмы внутриклеточных процессов (29.05.2008)

Группа канадских учёных завершила масштабный анализ структурных и пространственных связей между протеинами. Согласно опубликованному в журнале Science отчёту, было проведено около 15 миллионов парных тестов и обнаружено 2270 взаимодействий между 1124 белками. Напомним, что такие взаимодействия определяют "модели поведения" клеток, а значит, и организма в целом – получение их точного описания является одной из основных задач современной микробиологии.

НовостьСоздан прототип биологического компьютера (29.05.2008)

Американским учёным удалось показать, что для сложнейших расчётов не обязательно иметь суперкомпьютер – вместо этого можно обойтись пробиркой с бактериями. Предварительные результаты эксперимента по созданию прототипа биологического вычислительного устройства на основе ДНК живых микроорганизмов были опубликованы в Journal of Biological Engineering.