НовостьУточнен механизм ядерного транспорта (08.10.2010)

Клеточное ядро окружено оболочкой, пронизанной порами. Маленькие молекулы свободно проходят сквозь пору, а большим для этого нужна помощь специальной транспортной системы. Ученые из Калифорнийского университета, проведя серию экспериментов с квантовыми точками, выяснили, как устроен импорт веществ в клеточное ядро. Эксперименты позволили уточнить структуру пор и прояснить роль некоторых белков, участвующих в ядерном транспорте.

НовостьГенетическая несовместимость нарастает по параболе (05.10.2010)

Между двумя изолированными популяциями рано или поздно возникает генетическая несовместимость. Классическая модель Добржанского–Мёллера предсказывает, что число генов, ответственных за генетическую несовместимость, должно нарастать пропорционально квадрату общего числа генетических различий, накопившихся между популяциями. Спустя 70 лет после появления модели это предсказание наконец удалось проверить и подтвердить.

Новость3D-нанозонды творят чудеса (15.09.2010)

Мембранный потенциал — важнейшая характеристика живой клетки, поэтому точное измерение этого потенциала — одна из самых животрепещущих проблем современной биологии. Хотя кое-чего в этой области достичь удалось, с грустью приходится признать, что все существующие измерители, во-первых, не обладают достаточной точностью, а во-вторых, настолько портят жизнь клетке, что и сам потенциал ее мембраны из-за них может измениться. И вот недавно в журнале Science вышла статья, представляющая измеритель нового поколения — крохотный 3D-зонд на основе полевого транзистора, состоящий из силиконовой нанопроволоки.

НовостьУточнен механизм работы натрий-калиевого насоса (11.09.2010)

Натрий-калиевый насос (или натрий-калиевая помпа) — наверное, один из самых изученных белков, однако он продолжает преподносить сюрпризы. Недавно группа датских исследователей предложила модель работы этого белка, в которой важную роль играют цитоплазматические протоны. Судя по всему, некоторые наследственные неврологические нарушения, например один из видов гемиплегической мигрени, вызываются мутацией именно в том участке насоса, где связывается протон.

НовостьБактериальная инфекция приводит к необратимой утрате полового размножения (11.09.2010)

Паразитическая бактерия Wolbachia, живущая в клетках многих видов насекомых, наследуется по женской линии и поэтому заинтересована в том, чтобы зараженные ею самки производили на свет больше дочерей и меньше сыновей. В ответ на выработанные вольбахией адаптации, позволяющие ей смещать соотношение полов в популяциях хозяев в пользу самок, некоторые насекомые выработали «контрадаптации», повышающие вероятность рождения самцов. При помощи математического моделирования удалось показать, что у зараженных вольбахией перепончатокрылых насекомых эволюционная «гонка вооружений» между паразитом и хозяином почти неизбежно должна приводить к необратимой утрате способности к половому размножению насекомым-хозяином. Именно это и произошло со многими видами наездников, зараженными вольбахией.

НовостьТеплолюбивая бактерия помогает понять происхождение интронов (05.07.2010)

Характерной особенностью геномов высших организмов являются многочисленные интроны — некодирующие вставки в генах, которые вырезаются из РНК перед трансляцией (синтезом белка). Предполагают, что интроны эукариот произошли от особой разновидности мобильных генетических элементов — так называемых «интронов группы II», встречающихся у бактерий. Эта гипотеза получила новые подтверждения в ходе изучения термофильного микроба Thermosynechococcus elongatus — бактерии, в геноме которой содержится наибольшее количество мобильных элементов этого типа. Высокая температура могла быть одной из главных причин быстрого размножения интронов группы II в геномах T. elongatus и древних эукариот.

НовостьРасширение белковой вселенной продолжается (27.05.2010)

Анализ аминокислотных последовательностей 572 древних белков, закодированных в геномах 836 бактерий и архей и унаследованных ими от последнего общего предка всего живого (LUCA), показал, что накопление различий между родственными белками, выполняющими одну и ту же функцию, происходило очень медленно и продолжается до сих пор. Предел расхождения так и не был достигнут за 3,5 млрд лет эволюции.

НовостьСоздано первое живое существо с синтетическим геномом (27.05.2010)

Сотрудники института Крейга Вентера (J. Craig Venter Institute) сообщили об успешном создании первых микроорганизмов с искусственным геномом. Собранный из химически синтезированных фрагментов ДНК геном взял под контроль живые бактериальные клетки, в которые его внедрили, после чего все их свойства стали соответствовать содержащимся в нём «инструкциям». Это достижение, на которое было потрачено 40 млн долларов и 15 лет работы, позволяет надеяться, что не за горами создание микробов с нужными человеку свойствами, в том числе эффективных производителей вакцин, антибиотиков и дешевого топлива.

НовостьНобелевский подход впервые поборол человеческий вирус (29.04.2010)

Миниатюрные молекулы РНК позволили Джону Девинченцо и его коллегам из научного центра здоровья университета Теннеси впервые в мире проконтролировать распространение опасного вируса в дыхательных путях человека.

НовостьКостный мозг защитят от радиации наночастицами с меланином (29.04.2010)

Американские ученые выяснили, что наночастицы с пигментом меланином могут уменьшить побочные эффекты лучевой терапии злокачественных опухолей, сообщает Newswise. Отчет об исследовании группы специалистов под руководством Екатерины Дадачовой из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна Университета Йешива (Albert Einstein College of Medicine of Yeshiva University) опубликован в International Journal of Radiation Oncology.

НовостьПерекомбинирование фрагментов белковых молекул — быстрый способ создания новых признаков (20.04.2010)

Большинство белковых молекул состоит из нескольких функциональных блоков (доменов). На примере сигнального каскада, управляющего половым поведением дрожжей, американские биологи показали, что перекомбинирование блоков является эффективным способом создания новых признаков. В частности, удалось получить дрожжи, у которых эффективность брачного поведения (вероятность спаривания) выросла втрое по сравнению с «диким типом». Исследование показало, что перетасовка белковых доменов может быть важным механизмом появления эволюционных новшеств наряду с дупликацией генов и изменениями регуляторных участков ДНК.

НовостьОткрыто уникальное поведение крупнейшего вируса (18.04.2010)

Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie) и его коллеги из института структурной биологии и микробиологии Марселя впервые провели детальный анализ генетического механизма, сопутствующего заражению клетки-хозяина самым большим из известных вирусов.

НовостьУстойчивость опухолей к лучевой терапии преодолели блокадой гена (18.04.2010)

Британские ученые обнаружили ген, повышающий устойчивость раковых клеток к лучевой терапии, сообщает BBC. В эксперименте блокирование этого гена значительно повышало чувствительность опухолевых клеток к радиации.

НовостьРазработана вакцина против аутоиммунных заболеваний (18.04.2010)

Канадские ученые разработали вакцину против собственных иммунных клеток человека для лечения аутоиммунных заболеваний. В эксперименте на мышах эта вакцина показала свою эффективность в лечении сахарного диабета 1 типа, пишет Scientific American.

НовостьУченые подтвердили существование зеркальных нейронов (18.04.2010)

Американским ученым удалось впервые зарегистрировать активность так называемых зеркальных нейронов, которые, как предполагается, отвечают за способность людей к эмпатии, сообщает NewScientist.

НовостьНаправленность химической эволюции зависит от способа помешивания раствора (31.03.2010)

Ключевую роль в зарождении жизни сыграло появление химических репликаторов — молекул, способных к синтезу собственных копий. Британские и нидерландские химики обнаружили простую автокаталитическую систему, в которой исход конкуренции между двумя репликаторами зависит от характера механического воздействия на реакционную смесь: если ее встряхивать, побеждает один репликатор, если помешивать — другой, а если оставить в покое, ни один из репликаторов не может успешно размножаться. Открытие показало, что не только химические, но и механические факторы могли определять направленность отбора на этапе предбиологической эволюции.

НовостьНовые генно-инженерные бактерии выделяют топливо (31.03.2010)

Модифицированные цианобактерии производят заметно больше энергии из солнечного света, чем кукуруза и просо. На примере лабораторной культуры это показали специалисты из института биологического дизайна университета Аризоны (Biodesign Institute).

НовостьНовая бактерия производит собственный кислород для дыхания (30.03.2010)

Микроорганизм, исследованный учёными, обладает обменом веществ, как у аэробной бактерии, но при этом спокойно существует в среде, где нет кислорода. Как микробу удаётся провернуть такой трюк, выяснила команда биологов из Нидерландов, Франции, Германии и Австралии.

НовостьЧеловек из Денисовой пещеры оказался не сапиенсом и не неандертальцем (29.03.2010)

В 2008 году в Денисовой пещере на Алтае российские археологи нашли кость последней фаланги мизинца человека, жившего там 30–50 тыс. лет назад. Анализ выделенной из кости митохондриальной ДНК показал, что мизинец, скорее всего, принадлежал не сапиенсу и не неандертальцу, а третьему виду людей. Какому именно — пока сказать трудно; возможно, это были представители поздних архантропов. Не исключено, что все три вида проживали на этой территории совместно и могли контактировать друг с другом. Остатки материальной культуры, обнаруженные в том же слое пещерных отложений, демонстрируют смесь признаков, характерных для среднего и верхнего палеолита.

НовостьИммунная система принимает митохондрии за бактерии (29.03.2010)

Даже при полном отсутствии бактериальной инфекции ранения и травмы могут приводить к воспалительной реакции, напоминающей сепсис. Как выяснилось, причины этого кроются в эволюционном прошлом митохондрий — клеточных органелл, ведущих свой род от симбиотических бактерий. При травме компоненты разрушенных митохондрий, сходные по своей структуре с компонентами бактериальных клеток (мтДНК и формил-пептиды), попадают в кровь, и иммунная система реагирует на них как на инфекцию.