Нужна ли на ФМБФ кафедра биоинформатики?

Да, собираюсь там учиться.
Да, хочу съездить на экскурсию.
Вообще нужна, но лично мне это не интересно.
Да, но при условии стажировок за рубежом.
Нет - есть факультет в МГУ.
Нет - и тому есть много причин.
Мне это безразлично.

НовостьАдресная доставка лекарства с помощью света
опубликовано: 23.11.2011

Исследователи создали полимер, разрушающийся под действием инфракрасного излучения и безвредный для животных клеток. С его помощью можно организовать адресную доставку лекарств, не опасаясь побочных эффектов.

p01

Когда полимер получает дозу инфракрасного излучения, он разрушается, освобождая заключённый в нём груз. (Рисунок авторов работы.)

Лекарственные препараты порой больше калечат, чем лечат: каждый видел огромные списки побочных эффектов на инструкции к тому или иному средству. Возможным решением проблемы могло бы быть создание особой капсулы, в которой лекарство добралось бы до очага болезни, где и вышло бы из предохранительной оболочки. Но как эту оболочку в нужное время и в нужном месте разрушить? Способов может быть много: повышение температуры, изменение кислотности, воздействие магнитным полем. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) предлагают, возможно, самый удобный и щадящий для организма вариант — разрушение лекарственной оболочки околоинфракрасным излучением.

Сама по себе идея не нова: до этого уже предлагалось разрушать лекарственную оболочку с помощью видимого или ультрафиолетового света, даже были созданы полимеры, чувствительные к соответствующим длинам волн. Но, увы, ткани нашего тела поглощают как ультрафиолет, так и видимый свет, и освободить таким образом лекарство можно только у поверхности кожи. Излучение вблизи инфракрасной зоны проникает сквозь ткани, но лишь немногие вещества способны и такие волны поглощать, и подходить для химических манипуляций.

Некоторое время назад Адам Альмутаири с коллегами, казалось, сумел создать такое соединение, которое поглощало бы инфракрасный свет и разрушалось под его воздействием. Ключевой в данном случае оказалась модификация полимерной молекулы о-нитробензилом: именно эта химическая группа «ловит» инфракрасные волны и вслед за этим рвёт химические связи. Правда, о-нитробензил токсичен для клеток, да и его абсорбционные свойства оставляют желать лучшего.

В свежей статье, опубликованной в журнале Macromolecules, г-н Альмутаири сообщает о новой модификации предложенного метода. Для создания полимерного носителя лекарственного препарата исследователи использовали крезольные группы. Они включали в себя специальные компоненты, которые делали эти группы крайне нестабильными в составе полимера. После того как их сшивали в полимер, очаги нестабильности прикрывались особыми молекулярными светочувствительными «колпачками» из бромогидроксикумарина. Облучение инфракрасным светом снимает эти предохранительные колпачки с полимерной молекулы: теперь её нестабильность ничем не скомпенсирована. Чем больше доза облучения, тем сильней разрушается полимер. По словам авторов, новая технология в десять раз эффективнее прежней, основанной на о-нитробензиле. И к тому же она безопасна для клеток.

В дальнейшем, конечно, всё это должно быть подтверждено в клинических испытаниях. Необходимо убедиться, что конструкция не даёт «протечек» там, где не надо, и что в тканях человека лекарство действительно будет эффективно освобождаться от оболочки. В целом же предложенное решение могло бы стать универсальной капсулой-упаковкой, с помощью которой можно доставлять точно по адресу всё что угодно, от банальных обезболивающих до противораковых препаратов.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

По материалам сайта Compulenta.ru