Биологическое образование в МФТИ
Rambler's Top100
Физтех-ПорталСайт ФМХФСайт ФБМФРасписание экзаменовЭлектричкиФорум ФМБФ
 Поиск
 Разделы сайта

 Голосование
Нужны ли студентам ФМБФ лабораторные работы по радиоэлектронике?

Да, это полезно
Нет, это пустая трата времени
Оставить как факультатив для желающих
Не определился с ответом

Результаты
Архив голосований
 Материалы сервера
Версия для печати
Опубликовано: 22.03.2006

Образование: что год грядущий нам готовит?


По материалам сайтов БАБР.Ru , 5 баллов.ru

Накануне 1 сентября чиновники от образования приоткрыли завесу над тем, что принесет и чего не принесет детям, их родителям, студентам и преподавателям новый учебный 2004-2005 год.

Безопасность

В 2004-2005 году будет значительно усилена охрана школ. Трагические события, предшествовавшие Дню знаний, а также захват школы в Северной Осетии, совершенный террористами 1 сентября, заставили чиновников принять дополнительные меры по обеспечению безопасности детей. О том, что эта работа не выполнена на должном уровне, московский мэр Лужков говорил еще на городском педсовете. По его словам, на сегодняшний день "тревожные кнопки" установлены только в 384 из без малого 4 тыс. московских учебных заведений. Столичный градоначальник распорядился срочно исправить положение, подчеркнув, что "обеспечение безопасности детей является первой по значению задачей столичной власти".

1 сентября первый заместитель мэра в правительстве Москвы П. Аксенов пообещал, что отныне охрану школ будут вести не частные охранные предприятия, как это было до серии августовских терактов, а специальные подразделения милиции.

Особое внимание в новом учебном году будет уделено и противопожарной безопасности. По словам руководителя агентства по образованию Г. Балыхина, прошлый год был в этом плане трагическим: вместе со школами в России сгорели 90 учащихся. В этом году на противопожарные мероприятия из федерального бюджета выделено 3 млрд. руб. В первую очередь противопожарные мероприятия охватят учебные заведения с круглосуточным пребыванием детей.

Деньги

С одной стороны, немного улучшится материальное положение студентов и учителей. Г. Балыхин подтвердил, что на нужды студенческого стипендиального фонда из федерального бюджета уже дополнительно выделено 600 млн. руб. Однако в этом году дополнительные выплаты получат лишь студенты из малообеспеченных семей.

Всеобщее повышение стипендий ожидается лишь с 1 сентября 2005 года. Для этого стипендиальный фонд будет увеличен на 2,6 млрд. руб.

С другой стороны, принят новый закон, отменяющий студенческие и аспирантские льготные выплаты на проездные билеты и на питание, выплаты на питание учащимся начальных и средних профессионально-технических училищ, а также оплату проезда на междугороднем транспорте учащимся государственных и муниципальных учебных заведений. Все эти льготы, как пообещал Ю. Лужков, по-прежнему сохранятся в столице.

Обойдет Москва и отмену депутатами Госдумы статьи закона, в соответствии с которой средняя зарплата учителей не должна быть меньше "средней зарплаты по промышленности" (впрочем, этот закон не выполнялся). Как отметила глава департамента московского образования Л. Кезина, с 1 сентября зарплата московских учителей будет вновь повышена и достигнет в среднем 7,8 тыс. руб. Это – практически вдвое больше, чем получают учителя за пределами МКАД. Хотя и неприлично мало по меркам московской жизни. Меньше $300 в месяц. За такие деньги ни одна девочка в секретарши работать не пойдет.

В новом учебном году будет подготовлена законодательная база, на основании которой впредь будет практиковаться заключение трехстороннего соглашения на подготовку специалистов в вузах. По словам министра образования А. Фурсенко, вводимая система взаимных обязательств охватит вуз, студента и спонсора, оплачивающего обучение – будь то частная компания или государство. По новой схеме по окончании вуза у студента-бюджетника, подписавшего контракт, будет выбор – вернуть деньги, потраченные на его обучение, или отработать их там, где ему предложит спонсор.

Одновременно в ближайшем будущем, пообещал министр Фурсенко, будет окончательно закреплено и "формализовано" двухуровневое образование (бакалавр – магистр). Тогда, по его словам, до 70% магистров будут готовиться на контрактной, то есть платной, основе. Большее внимание будет уделено подготовке специалистов со средним специальным и высшим образованием по прикладным специальностям.

На практике это означает, что полное высшее образование станет – практически все – платным.

ЕГЭ

Принято решение продолжать эксперимент по ЕГЭ. По словам А. Фурсенко, в новом учебном году его будут сдавать "на постоянной основе" 16 российских регионов. В остальных ЕГЭ по-прежнему будет считаться экспериментальным. Москва, по словам Л. Кезиной, будет участвовать в ЕГЭ, как и в прошлом году, только на добровольной основе. Единственным новшеством для москвичей станет увеличение числа сдаваемых по системе ЕГЭ предметов – к списку добавятся история и литература.

При этом ЕГЭ по-прежнему не будет единственным способом проверки знаний выпускников школ и их поступления в вузы.

Олимпиады

В наступившем учебном году будут упорядочены правила поступления по результатам олимпиад. Как подчеркнул Фурсенко, для этого "необходимо установить единые требования, единый общероссийский подход". Чтобы снять недоразумения и неясности, предстоит четко определить, победители каких категорий олимпиад имеют право на зачисление в вузы без вступительных экзаменов, а также "создать предельно жесткую систему оценок", чтобы избежать злоупотреблений.

Независимые проверки и портфолио

По словам главы федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В. Болотова, девятиклассникам в этом сезоне предстоит "независимая оценка знаний". Проводить ее будет некая группа учителей, приглашенных из других школ и не связанных лично ни с одним учеником, однако, как подчеркнул Болотов, "это ни в коем случае не будет ЕГЭ для 9-х классов". Дополнит картину "независимой оценки" личный портфолио учащегося, где будут представлены все его достижения вне школьных стен: дипломы участника или победителя олимпиад, творческие работы.

Стандарты образования

Изменятся школьные программы. А. Фурсенко подтвердил, что в соответствии с федеральным (обязательным для всех) компонентом государственного стандарта образования, вводимым с этого года, усилится гуманитарный аспект российского образования.

Преподавание иностранных языков начнется во всех школах уже со второго класса, а в старших классах будет, как в давние времена, введено изучение русского языка. Обществознание будут теперь проходить с 1 по 11 класс.

В Москве школьная программа дополнится еще одним – третьим – уроком физкультуры. НВП, если формально, в школах по-прежнему не будет. Но, как пообещал Фурсенко, "военное дело станет одним из разделов предмета "Основы безопасности жизнедеятельности`". На теоретические занятия старшеклассникам будет отведено два часа в неделю, а раз в год их будут вывозить на пятидневные учебные сборы.

В новом учебном году планировалось ввести на факультативной основе предмет "История мировых религий". По словам Фурсенко, этот предмет очень важен, поэтому должен преподаваться не на факультативной основе, а в обязательном порядке, но сегодня по нему нет ни качественных учебников, ни подготовленных преподавателей. Таким образом, предмет "завис", в некоторых регионах его уже заменили курсом "История православной культуры", входящим в региональный (не обязательный для всей страны) компонент госстандарта образования.

Итого

Охватывая все эти нововведения и проекты одним взглядом, нельзя не увидеть их общего знаменателя: как выводить российское образование из затянувшегося разрушительного кризиса, в котором оно находится, государство не знает. Но попытки все равно вестись будут – как в таких случаях говорится, "надо же что-то делать!" – по давно знакомой схеме "перехода на хозрасчет и окупаемость". Причем всем действующим лицам вроде как заранее понятно, что к образованию эта схема мало приложима.

Разве что вот "тревожные кнопки" в каждой школе – и притом чтоб работали – это единственное новшество, которое ни у кого ни сомнений, ни насмешек не вызывает.

Назад:
Сколько стоит второе высшее образование
Далее:
Над мобильниками сгустились тучи

наверх | на главную
 Discuss it