Биологическое образование в МФТИ
Rambler's Top100
Физтех-ПорталСайт ФМХФСайт ФБМФРасписание экзаменовЭлектричкиФорум ФМБФ
 Поиск
 Разделы сайта

 Голосование
Нужны ли студентам ФМБФ лабораторные работы по радиоэлектронике?

Да, это полезно
Нет, это пустая трата времени
Оставить как факультатив для желающих
Не определился с ответом

Результаты
Архив голосований
 Материалы сервера
Версия для печати
Опубликовано: 04.04.2008

Лекция №16. Основные принципы наследования и наследственности


Мы начнем с изложения законов Менделя, затем поговорим про Моргана, и в конце скажем, зачем генетика нужна сегодня, чем она помогает и каковы ее методы.

В 1860-х годах монах Мендель занялся исследованием наследования признаков. Этим занимались и до него, и впервые об этом говорится в Библии. В Ветхом завете говорится о том, что если владелец скота хотел получить определенную породу, то он одних овец кормил ветками очищенными, если хотел получить потомство с белой шерстью, и неочищенными, если хотел получить шкуру скота черной. То есть как наследуются признаки волновало людей еще до написания Библии. Почему же до Менделя никак не могли найти законы передачи признаков в поколениях?

Дело в том, что до него исследователи выбирали совокупность признаков одного индивида, с которыми было сложнее разбираться, нежели с одним признаком. До него  передача признаков рассматривалась часто как единый комплекс (типа – у нее лицо бабушкино, хотя отдельных признаков тут очень много). А Мендель регистрировал передачу каждого признака в отдельности, независимо от того, как передались потомкам другие признаки.

Важно, что Мендель выбрал для исследования признаки, регистрация которых была предельно простой. Это признаки дискретные и альтернативные:

  1. дискретные (прерывистые) признаки: данный признак либо присутствует, либо отсутствует. Например, признак цвета: горошина либо зеленая, либо не зеленая.
  2. альтернативные признаки: одно состояние признака исключает наличие другого состояния. Например, состояние такого признака как цвет: горошина либо зеленая, либо желтая. Оба состояния признака в одном организме проявиться не могут.

Подход к анализу потомков был у Менделя такой, который до него не применяли. Это  количественный, статистический метод анализа: все потомки с данным состоянием признака (например – горошины зеленые) объединялись в одну группу и подсчитывалось их число, которое сравнивали с числом потомков с другим состоянием признака (горошины желтые).

В качестве  признака Мендель выбрал цвет семян посевного гороха, состояние которого было взаимоисключающим: цвет или желтый, или зеленый. Другой признак – форма семян. Альтернативные состояния признака – форма или морщинистая или гладкая. Оказалось, что эти признаки стабильно воспроизводятся в поколениях, и проявляются либо в одном состоянии, либо в другом. В общей сложности Мендель исследовал 7 пар признаков, следя за каждым по отдельности.

При скрещивании Мендель исследовал передачу признаков от родителей  к их потомкам. И вот что он получил. Один из родителей давал в череде поколений при самоопылении только морщинистые семена, другой родитель – только гладкие семена.

Горох – самоопылитель. Для того, чтобы получить потомство от двух разных родителей (гибриды), ему нужно было сделать так, чтобы растения не самоопылялись. Для этого он удалял у одного родительского растения тычинки, и переносил на него пыльцу с другого растения. В этом случае образовавшиеся семена были гибридными. Все гибридные семена в первом поколении оказались одинаковыми. Все они  оказались  гладкими. Проявившееся состояние признака мы называем доминантным (значение корня этого слова  - господствующий). Другое состояние признака (морщинистые семена) у гибридов не обнаруживалось. Такое состояние признака мы называем рецессивным (уступающим).

Мендель скрестил растения первого поколения внутри себя и посмотрел на форму получившихся горошин (это было второе поколение потомков скрещивания). Основная часть семян оказалась гладкой. Но часть была морщинистой, точно такой же у исходного родителя (если б мы говорили про собственную семью, то сказали бы , что внук был точно в дедушку, хоть у папы с мамой этого состояния признака не было совсем). Он провел количественное исследование того, какая доля потомков относится к одному классу (гладкие – доминантные), а какая к другому классу (морщинистые - рецессивные). Оказалось, что морщинистых семян получилась примерно четверть, а три четверти - гладких.

Мендель провел такие же скрещивания гибридов первого поколения по всем остальным признакам: цвету семян, окраски цветка и др. Он увидел, что соотношение 3:1 сохраняется.

Мендель провел скрещивание и в одном направлении (папа с доминантным признаком, мама – с рецессивным) и в другом (папа с рецессивным признаком, мама с доминантным). При этом качественные и количественные результаты передачи признаков в поколениях были одинаковыми. Из этого можно сделать вывод, что и женские и отцовские задатки признака вносят одинаковый вклад в наследование признака у потомства.

То, что в первом поколении проявляется признак только одного родителя, мы называем законом единообразия гибридов первого поколения или законом доминирования.

То, что во втором поколении вновь появляются признаки и одного родителя (доминантный) и другого (рецессивный) позволило Менделю предположить, что наследуется не признак как таковой, а задаток его развития (то, что мы сейчас называем геном). Он также предположил, что каждый организм содержит пару таких задатков для каждого признака. От родителя к потомку переходит только один из двух задатков. Задаток каждого типа (доминантный или рецессивный) переходит к потомку с равной вероятностью. При объединении у потомка двух разных задатков (доминантный и рецессивный) проявляется только один из них (доминантный, он обозначается большой буквой А). Рецессивный задаток (он обозначается малой буквой а) у гибрида не исчезает, поскольку проявляется в виде признака в следующем поколении.

 Так как во втором поколении появился точно такой же организм, как и родительский, Мендель решил, что задаток одного признака «не замазывается», при объединении с другим, он остается таким же чистым. В последствии было выяснено то, что от данного организма передается только половина его задатков – половые клетки,  они называются гаметами, несут только один из двух альтернативных признаков.

У человека насчитывается около 5 тыс. морфологических и биохимических признаков, которые наследуются достаточно четко по Менделю. Судя по расщеплению во втором поколении, альтернативные задатки одного признака комбинировались друг с другом независимо. То есть доминантный признак мог проявиться  при комбинациях типа Аа, аА и АА, а рецессивный только в комбинации аа.

Повторим, что Мендель предположил, что наследуется не признак, а задатки признака (гены) и что эти задатки не смешиваются, поэтому этот закон называется законом чистоты гамет. Через исследование процесса наследования можно было сделать выводы о некоторых характеристиках наследуемого материала, то есть что задатки стабильны в поколениях, сохраняют свои свойства, что задатки дискретны, то есть определяются только одно состояние признака, то, что их два, они комбинируются случайно и т.д.

Во времена Менделя еще ничего не было известно о мейозе, хотя про ядерное строение клетки уже знали. То, что в ядре содержится вещество, названное нуклеином, стало известно только через пару лет после открытия законов Менделя, причем это открытие  с ним никак не было связано.

Все выводы вышеизложенного материала можно сформулировать следующим образом:

1) Каждый наследственный признак определяется отдельным наследственным фактором, задатком; в современном представлении эти задатки соответствуют генам;

2) Гены сохраняются в чистом виде в ряду поколений, не утрачивая своей индивидуальности: это явилось доказательством основного положения генетики: ген относительно постоянен;

3) Оба пола в равной мере участвуют в передаче своих наследственных свойств потомству;

4) Редупликация равного числа генов и их редукция в мужских и женских половых клетках; это положение явилось генетическим предвидением существования мейоза;

5) Наследственные задатки являются парными, один – материнский, другой – отцовский; один из них может быть доминантным, другой – рецессивным; это положение соответствует открытию принципа аллелизма: ген представлен минимум двумя аллелями.

К законам наследования относятся закон расщепления наследственных признаков в потомстве гибрида и закон независимого комбинирования наследственных признаков. Эти два закона отражают процесс передачи наследственной информации в клеточных поколениях при половом размножении. Их открытие явилось первым фактическим доказательством существования наследственности как явления.

Законы наследственности имеют другое содержание, и они формулируются в следующем виде:

  • Первый закон – закон дискретной (генной) наследственной детерминации признаков; он лежит в основе теории гена.
  • Второй закон – закон относительного постоянства наследственной единицы – гена.
  • Третий закон – закон аллельного состояния гена (доминантность и рецессивность).

То, что законы Менделя связаны с поведением хромосом при мейозе, было обнаружено в начале ХХ века во время повторного открытия законов Менделя сразу тремя группами ученых независимо друг от друга. Как вам уже известно, особенность мейоза заключается в том, что число хромосом в клетке уменьшается вдвое, хромосомы могут меняться своими частями при мейозе. Такая особенность характеризует ситуацию с жизненным циклом у всех эукариот.  

Для того, чтобы проверить предположение о наследовании задатков в таком виде, как мы уже говорили, Мендель провел также скрещивание потомков первого поколения, имеющие желтые семена с родительскими зелеными  (рецессивными). Скрещивание на рецессивный организм он назвал анализирующим.  В результате он получил расщепление один к одному: (Аа х аа = Аа + Аа + аа + аа). Таким образом, Мендель подтвердил предположение, что в организме первого поколения есть задатки признаков каждого из родителей в соотношении 1 к 1. Состояние, когда оба задатка признака одинаковы, Мендель назвал гомозиготным, а когда разные – гетерозиготным.

Мендель учитывал результаты, полученные на тысячах семян, то есть он проводил статистические исследования, которые отражают биологическую закономерность. Открытые им самые законы будут действовать и на других эукариотах, например грибах. Здесь показаны грибы, у которых четыре споры, получаемые в результате одного мейоза, остаются в общей оболочке. Анализирующее скрещивание у таких грибов приводит к тому, в одной оболочке присутствуют 2 споры с признаком одного родителя и две с признаком другого. Таким образом, расщепление 1:1 в анализирующем скрещивании отражает биологическую закономерность расщепления задатков одного признака в каждом мейозе, которая будет выглядеть как закономерность статистическая, если все споры смешать.

То, что у родителей были разные состояния одного признака, говорит о том, что задатки к развитию признака могут как-то меняться. Эти изменения называются мутациями. Мутации бывают нейтральными: форма волос, цвет глаз и др. Некоторые мутации приводят к изменениям, нарушающим нормальное функционирование организма. Это коротконогость у животных (крупный рогатый скот, овцы и др.), безглазость и бескрылость у насекомых, бесшерстность у млекопитающих, гигантизм и карликовость.

 Некоторые мутации могут быть и безвредными, например бесшерстность у людей, хотя все приматы имеют волосяной покров. Но иногда встречаются изменения интенсивности волосяного покрова на теле и у людей. Н.И.Вавилов назвал такое явление законом гомологических рядов наследственной изменчивости:  то есть признак, типичный только для одного из двух родственных видов, может быть обнаружен с какой-то частотой и у особей родственного вида.

На этом слайде показано то, что мутации могут быть достаточно заметными, мы видим негритянскую семью, в которой родился белый негр – альбинос. У него дети, скорее всего, будут пигментированными, поскольку мутация эта рецессивная, а частота ее встречаемости низка.

Мы говорили до этого о признаках, которые проявляются полностью. Но это не для всех признаков так. Например, фенотип  гетерозигот может быть промежуточным между доминантным и рецессивным признаком родителей. Так, окраска плода  у баклажан в первом поколении меняется с темно-синей на менее интенсивную фиолетовую. При этом во втором поколении расщепление по наличию окраски осталось 3:1, но если учитывать интенсивность окраски расщепление стало 1:2:1 (цвет темно-синий - АА, фиолетовый - 2Аа и белый - аа, соответственно) В данном случае видно, что проявление признака зависит от дозы доминантного аллеля. Расщепление по фенотипу соответствует расщеплению по генотипу: классы АА, Аа и аа, в соотношении 1:2:1.

Еще раз выделим роль Менделя в развитии науки. Никто до него не размышлял, что вообще могут существовать задатки признаков. Считалось, что в каждом из нас сидит маленький человечек, внутри его – еще маленький человечек и т.д. Зачатие имеет к его появлению какое-то отношение, но по механизму, готовый маленький человечек уже присутствует с самого начала своего роста. Такими были доминирующие представления, у которых, безусловно, был недостаток – по этой теории, при большом числе поколений гомункулус должен был получиться по размеру меньше элементарной частицы, но тогда про частицы еще не знали J.

 Откуда Мендель знал, какой признак является доминантным, а какой рецессивным? Ничего такого он не знал, просто взял некоторый принцип организации опыта. Удобно, что признаки, за которыми он наблюдал, были разными: рост, размер, цвет цветка, цвет боба и т.д. У него не было априорной модели механизма наследования, он вывел ее из наблюдения за передачей признака в поколениях. Еще одна особенность его метода. Он получил, что доля особей с рецессивным признаком во втором поколении составляет четверть от всего потомства. То есть вероятность того, что данная горошина зеленая – 1/4. Допустим получилось в среднем по 4 горошины в одном стручке. Будет ли в каждом стручке (это потомство от двух и только от двух родителей) 1 горошина зеленая и 3 желтых? Нет. Например, вероятность того, что там будет 2 зеленых горошины равна 1/4 х 1/4 = 1/16, а того, что все четыре зеленые – 1/256. То есть, если взять кучу бобов, с четырьмя горошинами в каждом, то у каждой 256-ой все горошины будут с рецессивными признаками, то есть зелеными. Мендель анализировал потомство множества одинаковых пар родителей. О скрещивании было рассказано, потому что они показывают, что законы Менделя проявляются как статистические, а в основе имеют биологическую закономерность – 1:1. То есть гаметы разных типов в КАЖДОМ мейозе у гетерозиготы образуются в равном соотношении – 1:1,  а закономерности проявляется статистически, поскольку анализируются потомки сотен мейозов – Мендель анализировал более 1000 потомков в скрещивании каждого типа.

Сначала Мендель исследовал наследование одной пары признаков. Затем он задался вопросом, что будет происходить, если одновременно наблюдать за двумя парами признаков. Выше на рисунке, в правой части проиллюстрировано такое исследование по дум парам признаков - цвету горошин и форме горошин.

Родители одного типа давали при самоопылении горошины желтые и круглой формы. Родители другого типа давали при самоопылении горошины зеленые и морщинистой формы. В первом поколении он получил все горошины желтые, а по форме - круглые. Получившееся расщепление во втором поколении удобно рассмотреть с помощью решетки Пенета. Получили расщепление по признакам 9:3:3:1 (желтые и круглые: желтые и морщинистые: зеленые и круглые: зеленые и морщинистые). Расщепление по каждой паре признаков происходит независимо друг от друга. Соотношение 9жк + 3жм + 3зк + 1зм соответствует независимой комбинации результатов двух скрещиваний (3ж + 1з) х (3к + 1 м). То есть и  задатки  признаков этих пар (цвет и форма) комбинируются независимо.

Посчитаем, сколько разных фенотипических классов мы получили. У нас было 2 фенотипических класса: желтые и зеленые; и по другому признаку 2 фенотипических класса: круглые и морщинистые. А всего будет 2*2=4 фенотипических класса, что мы и получили выше. Если рассматривать три признака, то фенотипических классов будет 23=8 классов. Мендель доходил до дигибридных скрещиваний. Задатки всех признаков, к счастью Менделя, находились у гороха на разных хромосомах, а всего хромосом у гороха – 7 пар. Поэтому, оказалось, что он взял признаки, которые комбинировались независимо в потомстве.

У человека 23 пары хромосом. Если рассмотреть какой-то один гетерозиготный признак для каждой хромосомы, может у человека может наблюдаться 223 ~ 8*106 фенотипических классов в потомстве одной супружеской пары. Как упоминалось на первой лекции, каждый из нас содержит между папиными и мамиными хромосомами  порядка 1 различия на 1000 позиций, то есть всего порядка миллиона различий между папиными и мамиными хромосомами. То есть каждый из нас является потомком миллионногибридного скрещивания, при котором число фенотипических классов составляет 21000000. Практически это число фенотипических классов в потомстве одной пары не реализуется, потому что хромосом у нас всего 23, а не миллион. Получается, что 8*106 – это нижний предел величины возможного разнообразия в потомстве данной супружеской пары. Исходя из этого, можно понять, что не может быть двух абсолютно одинаковых людей. Вероятность мутации данного нуклеотида в ДНК за одно поколение составляет около 10-7 - 10 -8, то есть на весь геном (3*109) получится около 100 изменений de novo между родителем и ребенком. А всего отличий в папиной половинке вашего генома от маминой половинки – около 1 000 000. Это значит, что старые мутации в вашем геноме гораздо более частые, чем вновь возникшие (в 10 000 раз).

Также Мендель проводил анализирующее скрещивание - скрещивание с рецессивной гомозиготой. У потомка первого поколения комбинация генов имеет вид АаВ b. Если скрестить его с представителем с полностью рецессивным набором генов (aabb), то получится четыре возможных класса, которые будут находиться в соотношении 1:1:1:1, в отличие от рассмотренного выше скрещивания, когда мы получили расщепление 9:3:3:1.

Ниже показаны некоторые статистические критерии – какие соотношения чисел следует считать соответствующими ожидаемым, скажем, 3:1. Например, для 3:1 - из четырехсот горошин вряд ли получится точно 300 к 100. Если получится, к примеру, 301 к 99, то  это отношение наверное можно считать равным 3 к 1. А 350 к 50 уже, наверное, не равно 3 к 1.

Статистический тест хи-квадрат (χ2) используется для проверки гипотезы соответствия наблюдаемого распределения ожидаемому. Произносится эта греческая буква в русском языке как «хи», а в английском - как «чи» (chi).

Величина χ2 рассчитывается как сумма квадратов отклонений наблюдаемых величин  от ожидаемой, деленных на ожидаемую величину. Затем по специальной таблице для данного значения χ2 находят величину вероятности того, что такое различие между наблюдаемой и ожидаемой величиной является случайным. Если вероятность оказывается меньше 5% то отклонение считается не случайным (цифра в пять процентов выбрана по договоренности).

Всегда ли будет проявляться какой-либо наследственно предопределенный признак? Ведь это предположение по умолчанию лежит в основе интерпретации данных полученных Менделем.

Оказывается, это может зависеть от многих причин. Есть такая наследуемая черта у человека  – шестипалость. Хотя у нас, как и у всех позвоночных, пальцев в норме  пять.

Вероятность проявления задатка признака в виде наблюдаемого признака (здесь – шестипалость) может быть меньше 100%. На фотографии у человека на обеих ногах по 6 пальцев. А у его близнеца этот признак не обязательно проявится.  Доля индивидов с данным генотипом, у которых проявляется соответствующий фенотип, была названа пенетрантностью (этот термин ввел российский генетик Тимофеев-Ресовский).

В некоторых случаях шестой палец может быть просто обозначен некоторым кожным приростом. Степень выраженности признака у индивида Тимофеев-Ресовский предложил называть экспрессивностью.

Особенно ясно не 100% связь генотипа с фенотипом прослеживается при исследовании идентичных близнецов. Генетическая конституция у них один в один, а признаки у них совпадают в разной степени. Ниже представлена табличка, в которой представлено совпадение признаков для близнецов идентичных и неидентичных. В качестве признаков в этой таблице взяты различные болезни.

Признак, который присутствует у большинства особей в естественных условиях обитания, называется диким типом. Наиболее распространенный признак  часто оказывается доминантным. Такая связь может иметь приспособительное значение, полезное для вида. У человека доминантными признаками являются, к примеру, черные волосы, темные глаза, кудрявые волосы. Кстати, поскольку соответствующие гены находятся на разных хромосомах, то может получиться кудрявый негр, который будет блондином - ничто это не запрещает.

Почему так получается, что в при моногибридном скрещивании трем генотипическим классам в потомстве второго поколения соответствует в некоторых случаях три фенотипических класса (баклажаны синие фиолетовые и белые), а в другом случае – два класса (желтая или зеленая горошина)?  Почему в одном случае проявление доминантного признака неполное, а в другом – полное? Можно провести аналогию с фотопленкой. В зависимости от количества света, кадр может получиться совсем прозрачным, серым и совсем черным. То же самое – с генами. Например, есть у кукурузы ген Y, который определяет образование витамина А. Когда доза гена Y на клетку растет от одного до трех, то линейно изменяется активность фермента, который он кодирует и, в данном случае, усиливается образование витамина А и окраска зерна. (У кукурузы основная часть зерна – эндосперм. В каждой клетке эндосперма три генома – два от мамы и один от папы). То есть, многие признаки зависят от дозы аллеля количественно. Чем больше копий аллеля нужного типа, тем больше будет величина контролируемого им признака. Такая связь постоянно используется в биотехнологии.

Мендель мог благополучно свои законы и не открыть. Исследования на горохе позволили Менделю открыть свои законы, потому что горох - самоопыляемое растение, а потому без принуждения  – гомозиготный. При самоопылении доля гетерозигот уменьшается пропорционально двум в степени номера поколения. В этом заключалось везение Менделя – если бы доля гетерозигот была большой, то никаких бы закономерностей не наблюдалось. Когда он затем взял перекрестные опылители, то закономерности нарушились, что сильно расстроило Менделя, потому что он подумал, что открыл нечто частное. Оказалось, что нет.

Выше было рассказано о наследовании признаков качественных, а обычно большинство признаков - количественные. Их генетический контроль достаточно сложен. Количественные признаки описываются через среднюю величину значения признака  и размахом варьирования, которая называется нормой реакции. И величина средней, и норма реакции - это видоспецифические показатели, которые зависят как от генотипа, так и от условий среды. К примеру, продолжительность жизни человека. Хоть в Библии и написано, что пророки жили по 800 лет, но сейчас ясно, что больше 120-150 лет никто не живет. А, мышь, например, живет два года, хотя она тоже млекопитающее. Наш рост, наш вес – это все количественные признаки. Нет людей 3-4 метрового роста, хотя слоны, к примеру, есть. У каждого вида своя средняя по каждому количественному признаку и свой размах его варьирования.

Закономерности наследования открыты при исследовании качественных признаков.

Большинство наших признаков – количественные.

Величины значений признаков в представительной выборке особей данного вида характеризуются определенной средней и широтой ее варьирования, которая называется нормой реакции и зависит как от генотипа, так и от условий формирования признака.

Назад:
Лекция №15. Митоз, мейоз, гаметогенез, оплодотворение и эмбриональное развитие
Далее:
Лекция №17. Связь генотипа и фенотипа: варианты проявления менделевских закономерностей

наверх | на главную
 Discuss it
  • Anonymous — Наследственность (Маша [213.85.139.46], 12.05.2005 23:28:14) #
    супер!!!!!!!!!11
     
    Ответить
    • Anonymous — ЛЕКЦИИ (ЛЮБА [217.119.84.114], 23.09.2005 20:11:46) #
      я учитель: огромное спасибо, все ваши лекции очень хорошо составлены и полновесны, это мне в помощь
       
      Ответить
      • Anonymous — Vopros (Lena [70.27.29.231], 02.10.2005 04:14:53) #
        я считаю;что моя учителница не права в решении генетической задачи. Помогите; пожалуйста; установить правду. Скрестили 2-х мышей с генотипами 1) Аа бб; и 2)Аа бб. А-доминантний признак серой окраски; а- рецессивний признак белий окраски; Б- доминантний признак длинного хвоста; б- рецессивний признак короткого хвоста. Какой процент веройатности пождения мишат серых с коротким хвостом?помогите пожалуйста. У меня вероятност получилась 75%; а у учителя- 100%. Кто прав? Если есть возможность; пришлите пожалуйста и способ решения. Это многое решает!!!!!!мой @-box: Basja@rogers.com
         
        Ответить
        • Anonymous — RE: (Anonymous [broadband-188-32-190-62.nationalcablenetworks.ru / 188.32.190.62], 27.09.2014 00:02:00) #
          Серых с коротким хвостом - 75%.Составить решетку Пеннета и сразу все видно. По хвосту все 100% будут с коротким, но только 76 % будут серые с коротким хвостом. Остальные 25% будут белые с коротким хвостом.
           
          Ответить
        • Anonymous — Ответ отправлен на E-mail. (bioeditor [194.85.83.35], 02.10.2005 09:17:59) #
          .
           
          Ответить
          • Anonymous — Лекции (Евгения [80.78.179.103], 19.01.2006 14:20:56) #
            я учусь в германии и пока с языком немецким у меня трудности, и я очень вам благодарна за эти лекции они мне очень сильно помогли
             
            Ответить
            • Anonymous — Урок (Алексей [82.209.251.124], 18.02.2007 21:36:16) #
              Very very sanks for avtors - the best!!!
               
              Ответить
              • Anonymous — Спасибо (Дмитрий [217.194.243.2], 16.03.2007 21:13:00) #
                Спасибо автору за эти замечательные лекции. я учусь в медицинском,но интересуюсь биологией. Этот материал,представленной в очень удобной систематизированной форме мне очень нравится. Текст несёт высокую смысловую нагрузку и не содержит ничего лишнего. Ещё раз слова благодарности тому, кто так умно его составил.
                 
                Ответить
                • Anonymous — Наследственность (Вольф Светлана [212.154.233.244], 15.07.2007 22:56:41) #
                  Я учусь в школе для одаренных детей,мне очень полезны ваши лекции.Спасибо составителю.
                   
                  Ответить
                  • Anonymous — лекции (Учитель [195.62.14.158], 29.04.2008 20:09:00) #
                    Лекции просто СУПЕР,а особенно иллюстрации!
                     
                    Ответить
                    • Anonymous — Вопрос (Оксана [94.241.12.142], 25.02.2009 00:28:40) #
                      Может быть так, что у жены доминантным признаком является карий цвет глаз, а рецессивным-серый; а у мужа доминантный признак-серый цвет, а рецессивный- карий ? Как в таком случае сосчитать вероятность цвета глаз для ребенка? Ответьте, пожалуйста: puchunka@mail.ru
                       
                      Ответить
                      • Anonymous — RE: (Anonymous [95.58.223.78], 03.05.2016 15:41:52) #
                        карий не может быть рецессивным по отношению к серому)
                         
                        Ответить
                      • Anonymous — Оксане (bioeditor [193.125.143.165], 25.02.2009 10:56:13) #
                        Здравствуйте! Доминантными могут быть только какие-то одни гены - и это не зависит от пола.
                         
                        Ответить
                        • Anonymous — наследственность (Виктор [79.105.2.34], 13.05.2009 16:33:49) #
                          Пожалуйста помогите мне разобратся! Дело в том что я сомневаюсь в том что сын мой, и на то есть есть причины. Что больше всего задает сомнений это то что у моего сына "карие глаза" причем у меня и моих родителей светлые, у моей жены светлые и у ее родителей тоже светлые... Тут вычитал что "карие глаза" будут являтся доминантным признаком, что это может значить в нашей ситуации? Сделать ДНК тест спустя столько времени представляется сложным психологически, хочется быть как то уверенным хотябы в этом мой ли он или нет.
                           
                          Ответить
                          • Anonymous — наследственность (Виктор [79.105.2.34], 15.05.2009 16:32:52) #
                            Пожалуйста помогите мне разобраться! Дело в том что я сомневаюсь в том что сын мой, и на то есть причины. Что больше всего задает сомнений это то что у моего сына "карие глаза" причем у меня и моих родителей светлые, у моей жены светлые и у ее родителей тоже светлые... Тут вычитал что "карие глаза" будут являтся доминантным признаком, что это может значить в нашей ситуации? Сделать ДНК тест спустя столько времени представляется сложным психологически, хочется быть как то уверенным хотябы в этом мой ли он или нет. Если несложно прошу ответить на ящик po_vs_li@mail.ru
                             
                            Ответить
                            • Anonymous — Ответ (bioeditor [10.55.119.5], 15.05.2009 20:48:13) #
                              Цвет глаз, как и многие фенотипические признаки, определяется далеко не единственным геном. Точный ответ об отцовстве может дать только генетический анализ.
                               
                              Ответить
                              • Anonymous — Цвет глаз (Bolivar [89.222.225.137], 17.05.2009 20:03:05) #
                                У моего знакомого глаза темно-карие, а у его сына - светло-голубые. Так что доминанта темного цвета над светлым - это глупая шутка
                                 
                                Ответить
                                • Anonymous — .. (коня [10.55.100.46], 18.05.2009 00:56:55) #
                                  надеюсь, это ^^^ - глупая шутка, иначе ппц просто..
                                   
                                  Ответить
                                  • Anonymous — Еще раз: аллель карих глаз доминирует над аллелем голубых глаз. (bioeditor [10.55.119.5], 18.05.2009 08:57:28) #
                                    Это касается выработки пигмента меланина - при доминантном аллеле он вырабатывается, при рецессивном - нет. Однако оттенок цвета глаз определяется как другими генами, так и влиянием среды - например, в процессе эмбрионального развития ген может быть дезактивирован, и даже при доминантном аллеле могут быть светлый цвет глаз. Нужно ли опубликовать статью на эту тему?
                                     
                                    Ответить
                                    • Anonymous — Нужно ли опубликовать статью на эту тему? (Оксана [94.241.9.114], 15.06.2009 20:22:36) #
                                      Будьте добры, опубликуйте.
                                       
                                      Ответить
                                      • Anonymous — Цвет глаз (Оксана [94.241.11.219], 18.06.2009 15:21:44) #
                                        Можно ли говорить об индивидуальной мутации цвета глаз у конкретного человека? (Я не имею ввиду глаза альбиносов, а , скажем, вполне распространенный цвет, например-карий.)Или же мутации могут иметь только массовый характер? Может ли идти речь об адаптивной модификации?
                                         
                                        Ответить
                                        • Anonymous — Оксане (Цвет глаз [95.221.37.253], 21.06.2009 04:53:12) #
                                          Мутация возникает как раз как "индивидуальная" - у отдельного человека. Сотня-другая вновь возникших мутаций отличает гены, полученные ребенком, от того, что было у его родителя. Чтобы мутации имели шанс попасть от родителя к ребенку, они должны возникнуть в половых клетках родителя. Эти мутации могут быть переданы потомству (т.е. внукам и правнукам того, у кого они возникли) и имет когда-нибудь стать массовыми (если не исчезнут случайно либо под действием негативного отбора). Совершенно индивидуальны и соматические мутации - они возникают в соматических (не половых) клетках и потомству не передаются. И генеративные, и соматические мутаци могут появляться в любом гене, в том числе и в генах, определяющих цвет глаз. На индивидуальном уровне адаптивными являются физиологические реакции, соматические мутации как адаптивные как-то не рассматирваются. А проверка адаптивной ценности мутаций, передаваемых потомству, может быть сделана только в ряду поколений, при опробывании новых признаков в столкновении со средой.
                                           
                                          Ответить
                                          • Anonymous — Цвет глаз (Оксана [94.241.5.233], 22.06.2009 15:21:45) #
                                            Скажем упрощенно: если у родителей и у старшего поколения голубые глаза, а у ребенка карие, то можно допустить, что могла иметь место индивидуальная мутация. Тогда законы Менделя не работают абсолютно. Скажите, я правильно поняла?
                                             
                                            Ответить
                                            • Anonymous — Цвет глаз (Оксане [95.221.11.93], 25.06.2009 07:57:15) #
                                              Законы Менделя не работать не могут. Мутации возникать могут (это Менделевских законов никак не касатеся), и потом вновь возникшие варианты генов будут распределяться в потомстве в соответствии с законами Менделя. Возможность. Самая большая для человека зафиксированная частота появления мутации - 1:100 000 ("горячая точка" мутирования в гене ахондроплазии).
                                               
                                              Ответить
                                              • Anonymous — (Lena [bas1-kitchener09-1176182247.dsl.bell.ca], 02.10.2005 (halid.ars [213.246.4.195], 23.11.2009 19:58:52) #
                                                при генотипах Аа бб и Аа бб образуются следующие типы гамет: Аб, аб, Аб, аб, т.е. каждый генотип образует два типа гамет. при их скрещивании: АА бб (серая, короткий), Аабб (серая, короткий),Аабб (серая, короткий)и аа бб (белая короткий), т.е вероятность 3 к 1, или примерно 75%. так что ваша учительница в корне не права
                                                 
                                                Ответить
                                                • Anonymous — Лекции (Елена [90.150.120.124], 12.03.2010 23:42:31) #
                                                  Лекции очень интересны, много примеров, вопросов и задач, но вот некоторые иллюстрации оставляют желать лучшего, воспользоваться ими нельзя, надо искать замену.
                                                   
                                                  Ответить
                                                  Оставить свой комментарий