Биологическое образование в МФТИ
Rambler's Top100
Физтех-ПорталСайт ФМХФСайт ФБМФРасписание экзаменовЭлектричкиФорум ФМБФ
 Поиск
 Разделы сайта

 Голосование
Как вы оцениваете семинары по биологии, которые читаются студентам 1 курса?

Все отлично, надо оставить как есть
Все зависит от семинариста
Слишком много математики
На семинарах надо разбирать то, что осталось непонятным с лекций
Семинары вообще не нужны, достаточно лекций
Затрудняюсь ответить
Другое (оставьте сообщение на форуме факультета)

Результаты
Архив голосований
 Материалы сервера
Версия для печати
Опубликовано: 04.04.2008

Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя


По материалам сайта гимназии №1 г. Ульяновска

Важное умение, без которого невозможно решить задачу, – определять, к какому разделу она относится : моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов... Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Ответ: обе задачи на моногибридное скрещивание, так как речь идет об одном гене. (Ключевые слова выделены в тексте задач.)

Типы задач

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Решение.

Р:         аа х  Аа
гаметы: (а) (А) (а)
F1 :        Аа, аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.
В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
– о характере наследования признака;
– о фенотипах родителей;
– о генотипах потомства (прямо или косвенно).
Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Решение.

Р:          Aa х  aa
гаметы: (А)   (а)     (а)
F1 :        1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Решение.

Р:       A + A х A + A
          пестрые   пестрые
гаметы: (А+ ) (А) (А+ ) (А)
F1 :        1А+А+ : 2 А+ A : 1AA
          черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.

Использование на уроках иллюстрированных задач

Задачи по генетике можно подразделить на текстовые и иллюстрированные. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

Задача 5.

 

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р: АА х аа; F1 : Aa.
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Рисунки могут быть схематичными.

Задача 6.

 

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует шаровидная форма плода.
2. Р: аа х АА; F1 : Аа; F2 : 25% АА, 50% Аа, 25% аа.
3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).

Задача 7.

 

1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1 , если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

Ответы.

1. Р: АаВb х ааВb; F1 : АаBB, 2AaBb, Aabb, aaBB, 2aaBb, aabb.
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = 1 : 1,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = 3 : 1.

Решение типовых задач с использованием законов Г.Менделя

Моногибридное скрещивание

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании обычно трудностей не вызывает.
Поэтому остановимся лишь на примере решения задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

Решение.

При скрещивании между собой растений с розовыми ягодами получается 25% красноплодных, 50% с розовыми ягодами и 25% белоплодных.
Растения с розовыми ягодами (КБ) – гибриды F1 . При скрещивании КБ х КБ образуются гаметы двух сортов: К несут признак красноплодности и Б признак белоплодности. Пользуясь решеткой Пеннета, внося обозначения гамет, определяем генотип и фенотип получившихся растений.

 

К

Б

 К 

 КК 

 КБ 

Б

КБ

ББ

Скрещивание КК х КБ дает расщепление: 50% КК (красноплодных) и 50% КБ (с розовыми ягодами).
Вышеизложенное решение (см. учебное пособие «Биология для поступающих в вуз. Способы решения задач по генетике». Составитель Галушкова Н.И. – Волгоград. : Изд. Братья Гринины, 1999, с. 7) на мой взгляд, создает определенные трудности для учащихся, т.к. для обозначения одного признака используются два буквенных символа, что характерно для решения задач на дигибридное скрещивание.
При решении данной задачи можно использовать и другие варианты буквенной символики. Например:

А – ген ...
а – ген ...

Но в условии задачи не сказано, какой признак доминирующий, и учащиеся испытывают определенные трудности при записи условия задачи.
В своей практике при решении задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании я использую символы:

А+ – ген ...
А – ген ...

Далее:
Наследование сцепленных генов в одной хромосоме

наверх | на главную
 Discuss it
  • Anonymous — задача (шшшшшшш [77.235.103.133], 02.11.2009 18:17:47) #
    помогите
     
    Ответить
    • Anonymous — RE: (Anonymous [85.26.241.105], 18.01.2012 16:13:39) #
      помогите решить задачу срочно. миоплигея наследуется как признак. определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье где отец гетерозиготен , а мать не страдает
       
      Ответить
      • Anonymous — RE: (Anonymous [195.211.161.141], 19.03.2017 17:21:03) #
        Там уже написано ОВОЩЬ!
         
        Ответить
    • Anonymous — скрещивание (роман [91.185.11.62], 28.02.2010 16:48:02) #
      1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1 , если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
       
      Ответить
      • Anonymous — RE: (Anonymous [93-81-23-178.broadband.corbina.ru / 93.81.23.178], 14.04.2011 17:28:35) #
        родителей ААВВ и аавв гибридов F1 АаВв
         
        Ответить
      • Anonymous — тригибридные (хелевен [85.26.234.252], 17.03.2010 21:29:24) #
        кариглазый мужщина_дальтоник, 1группы женился на голубоглазой здоровой девушке 2 группы. опредилите вероятность рождения голубоглазого мальчика дальтоника с 1 группой.
         
        Ответить
      • Anonymous — тригибридные (хелевен [85.26.234.252], 17.03.2010 21:29:35) #
        кариглазый мужщина_дальтоник, 1группы женился на голубоглазой здоровой девушке 2 группы. опредилите вероятность рождения голубоглазого мальчика дальтоника с 1 группой.
         
        Ответить
        • Anonymous — тригибридные (Anonymous [217.11.188.99], 09.11.2011 13:11:56) #
          кариглазый мужщина далтоник,1группы женился на голубоглазой здоровойдевушке 2 группы,определите вероятность рождения голубоглазого малчьчика дальтоника с 1группой
           
          Ответить
        • Anonymous — Биология (Валентина [94.233.163.7], 23.03.2010 16:50:20) #
          Какое потомство можно рассчитать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной имеющие голубые глаза и нормальное зрение
           
          Ответить
          • Anonymous — Биология (Денис [91.146.48.136], 06.12.2010 17:55:27) #
            Решите задачу. ТОМАТ А-круглый плод }форма плода а-грушевидный плод ___________________ F1-?, F-2?
             
            Ответить
            • Anonymous — наследственность (алена [83.149.49.146], 21.12.2010 17:42:45) #
              кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше чем левой, женился на голубоглазой женщине..,которая была левшой. ОПРЕДЕЛИТЕ: каких детей следует ожидать в этой семье,, если известно,что доминирующим яляется ген, определяющий карий глаз, и ген,. определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. кокое число вариантов возможно????
               
              Ответить
              • Anonymous — законы менделя (Kseniy [85.175.71.52], 04.01.2011 00:58:52) #
                1.Глаукома взрослых наследуется несколькими путями: аутосомно-рецессивно и доминантно-аутосомно. Какой прогноз по здоровью детей в семье, где один родитель дигетерозиготен, а другой полностью здоров по обеим генам???? ПЛИЗЗЗЗЗЗЗЗЗ!!! 2. Дигетерозиготные родители страдают катарактой и полидактилией, оба получили катарктуот матери а полидактилию от отцов. Каков прогноз в отношении здоровья их детей, если известно что расстояние между этими генами составляет 30 морганид. 3. таласемия - не полностью аутосомно-доминантный признак, дальтонизм-рецессивный, сцеплен с Х-хромосомой. Дигетерозиготная женщина вступила в брак с мужчиной, страдающим легкой формой таласемии, но с нормальным зрением. Какова вероятность рождения полностью здоровых детей? 4.Классическая гемофилия и дальтонизм наследуются рецессивно, сцепленно с Х-хромосомой. Расстояние между генами-9,8%. Жен6щина, мать которой была дальтоником, а отец- гемофиликом, вышла замуж за здорового мужчину. Определить вероятность рождения больных детей по обеим аномалиям. 5. Могут ли мужчина и женщина с синдромом дауна иметь здоровое потомство? Какова вероятность рождения здорового ребенка, если оба родителя имеют трисомию по 21 хромосоме? ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, хоть что-нибудь!!!
                 
                Ответить
                • Anonymous — пп (пп [217.118.90.168], 24.01.2011 19:57:36) #
                  пипи
                   
                  Ответить
                  • Anonymous — ибооибоильт (еродреодео [212.87.175.54], 16.02.2011 17:48:17) #
                    в наличие пигмента в волосах у человека доминируют над альбинизмом .Муж и жена гетерозиготны по пигментации волос. Возможно ли рождение у них ребенка альбиноса?
                     
                    Ответить
                  • Anonymous — задача по биологии на группу крови (макс [178.122.60.122], 13.03.2011 17:47:21) #
                    У матери Iгр. крови, у ребёнка - II, у мужа -I, у подозреваемого в отцовстве - IVrpynna. Можно ли установит! истинное отцовство?
                     
                    Ответить
                    • Anonymous — RE: (Anonymous [178.123.125.144], 20.04.2011 09:29:01) #
                      Можно. Если и отец и мать имеют первую группу крови, то у них не может родиться ребенок со 2 группой: P:I0I0 * I0I0; G:l0 l0; F:I0I0 - первая группа. Если мать имеет первую, а отец 4, то может родиться ребенок с 3 группой и со 2 группой крови: P:l0l0 * lAlB: G: lo lA IB; F:lAL0- вторая группа, lBI0 - третья группа крови.
                       
                      Ответить
                    • Anonymous — биология (лена [85.26.184.11], 14.03.2011 20:03:33) #
                      мать является носительницей гена дальтонизма,отец различает чвета нормально. узнать вероятное потомство больное дальтонизмом?
                       
                      Ответить
                      • Anonymous — RE: (Anonymous [108-161-135-95.pool.ukrtel.net / 95.135.161.108], 06.03.2012 01:21:13) #
                        Если D-не больное, а d- дальтонизм, тогда P: XDXd * XDY F:XDXD,XDY,XDXd,XdY. Значит 1/4- потомство больное (или 25%)
                         
                        Ответить
                        • Anonymous — RE: (Anonymous [213.87.131.1], 07.03.2012 19:04:16) #
                          дальтониками будут ребенок мужского пола а девочки будут здоровы так как у женшина гены хх а у мужчины хy
                           
                          Ответить
                        Оставить свой комментарий